admin
Опубликовано: 22:00, 03 июнь 2020
Психология

Заблуждения родителей, которые мешают детям любить школу и процесс обучения

Мне, как психологу, часто приходится сталкиваться с такими недетскими детскими проблемами, как хроническая усталость, депрессия, неврозы, нежелание учиться, а иногда и жить. Это обстоятельство накладывает свой отпечаток на мою систему ценностей и определяет систему приоритетов...
Заблуждения родителей, которые мешают детям любить школу и процесс обучения







Мне, как психологу, часто приходится сталкиваться с такими недетскими детскими проблемами, как хроническая усталость, депрессия, неврозы, нежелание учиться, а иногда и жить. Это обстоятельство накладывает свой отпечаток на мою систему ценностей и определяет систему приоритетов.


Решила поделиться с вами своими мыслями. Понимаю, что не все родители и, тем более, не все учителя согласятся со мной.


Заблуждение 1


Домашнюю работу, выполненную с исправлениями и помарками, надо переписать!


Зачем?


- Чтобы учитель думал, что ребёнок решил/понял все с первого раза?


- Создать иллюзию наличия идеально сформированного знания и навыка? Кому такая иллюзия нужна, ребёнку, учителю, вам?


- Или вы поставили цель вырастить перфекциониста, убежденного, что несовершенный результат работы не имеет права на существование?


- А может вы думаете, что это единственный способ научить ребёнка целеустремленности/ответственности/аккуратности?


- Возможно, вы хотите, чтобы ребёнок получил пятерку! И вы решили «за ценой не постоять»! Ведь ваш ребёнок делает домашние задания не для того, чтобы тренировать навыки и закреплять знания, а чтобы получать высокие оценки...


Заблуждение 2


Нельзя ребёнку демонстрировать решение задачи, надо чтобы он сам нашёл решение. Неважно, что на часах уже 21 час или даже 24 часа. Он должен решить её сам!


Конечно это здорово, если ребёнок нашёл решение самостоятельно или ваш правильно заданный вопрос натолкнул его на него, но ведь бывает, что у ребёнка не получается и ваши объяснения, намеки не помогают. Так бывает…


Так бывает, потому что ребёнок уже устал физически или устал эмоционально. А может быть и потому, что вы не умеете объяснять или не умеете учитывать возрастные и индивидуальные особенности вашего ребёнка. Так бывает... и не стоит себя корить за отсутствие этих умений, вы же не педагог, а родитель.


Иногда (я подчеркиваю иногда) можно просто показать сыну или дочери способ решения. Вспомните как вы учитесь готовить новое блюдо или делать мелкий ремонт своего автомобиля. Вы находите видео в интернете и смотрите, как эти действия выполняет другой человек или читаете пошаговую инструкцию и последовательно делаете одно простое действие за другим. Ведь так? Этот способ помогает вам научиться выполнять новое для вас действие? Несомненно! Так почему вы думаете, что такой метод обучения навыку не поможет вашему ребёнку?


Решите при нём задачку, называя последовательность своих действий. Если позволяет время, дайте похожую или даже точно такую же задачку с другими цифрами. Если времени нет или вы видите, что ребёнок устал — позвольте ему записать решение. Помните, что наблюдение действия другого, выполнение действий по инструкции — является одним из способов обучения. Очень многим вещам мы учимся именно таким способом.


Заблуждение 2


Домашние задания надо делать всегда в полном объеме!



Я думаю по-другому.


На приготовление домашних заданий нужно тратить столько времени и столько сил, сколько есть у вашего ребёнка.

Думаю, вы согласитесь, что здоровый (в том числе и психически здоровый) троечник будет счастливее и успешнее, чем ребёнок со сломанной психикой или кучей соматических проблем. Я, к сожалению, видела много детей, психика которых подорвана чрезмерной учебной нагрузкой. И проблема не всегда в школе или в учителе, часто проблема в родителях - их завышенных ожиданиях и воспитательном перфекционизме.


Не секрет, что усвоение школьной программы одним детям даётся легко, другим тяжелее, а третьим невероятно сложно. Жизнь детей третьей, а иногда и второй категории из-за высоких амбиций мам и пап может превратиться в ад. Этим мальчикам и девочкам некогда гулять, играть, общаться со сверстниками, говорить с родителями о чем-нибудь, что не связано со школьными оценками и домашними заданиями. Как в таких условиях можно сохранить любовь к школе, к себе и жизни?!


А ещё, я думаю,


что на приготовление домашних заданий нужно тратить столько времени и сил, сколько необходимо для поддержания уровня успеваемости, который нужен ребёнку для достижения его целей.

Здорово, если вы поможете сыну или дочери расставить приоритеты и определить какой уровень успеваемости по каким школьным предметам ему важно поддерживать (или важно достичь). Ведь для некоторых детей приобретение внешкольных знаний и навыков бывает более значимо для достижения выбранных ими целей. В этих случаях разумно расставить приоритеты так, чтобы оставались силы и время на внешкольные занятия и шире — внешкольную жизнь.




[img]"[/img]



Думаю, что в определенном возрасте каждого ребёнка стоит научить следующим вещам.


Во-первых, «следить» за оценками.


- По этому предмету у меня много хороших оценок и поэтому можно немного сбавить обороты и переключить своё внимание на другие школьные предметы, интересные и полезные для моего развития (или шире — моей жизни) дела.


Во-вторых, научить планировано «зарабатывать» положительные оценки.


- Впереди диктант, наверняка снова будет «тройка»/«двойка» - нужно обязательно поднять руку и рассказать правило/сделать разбор предложения и т.п.


- В следующем месяце у меня соревнования (конкурс/ другое мероприятие), поэтому в этом месяце мне нужно заработать как можно больше положительных оценок, чтобы потом не переживать из-за того, что не успел что-то выполнить и получил плохую оценку.


Ещё раз уточню, я не призываю вас забыть про уроки и школьные оценки. Я хочу, чтобы вы внимательнее относились к своим детям, учитывали их особенности (склонности, интересы, особенности здоровья, уровень работоспособности) и в погоне за знаниями и оценками не потеряли самого ребёнка!


Светлана Цуркан


Другие статьи этого же автора:


Чтобы ребёнок с желанием учился


Низкая самооценка ребёнка. Откуда она взялась?


Как зарыть талант ребёнка своими руками. 7 ошибок родителей.


Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, это хороший стимул к работе :).




Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)