admin22
Опубликовано: 12:45, 01 ноябрь 2022
---

Материал «СА» об адыгской гармони и талантливом гармонисте, совмещающем музыку и службу

Материал «СА» об адыгской гармони и талантливом гармонисте, совмещающем музыку и службу
В Адыгее в мире и согласии проживают представители разных национальностей. При этом каждый народ сохраняет самобытную культуру, традиции и обычаи. Об истории адыгской гармони и талантливом гармонисте, проходящем службу в УФСИН России по Республике Адыгея Каплане Гучетле – в материале «СА».
Искусство народной игры
Различные музыкальные инструменты до сих пор являются культурными маркерами того или иного народа. К примеру, балалайка ассоциируется с русской культурой, дудук – с армянской, губная гармошка – с немецкой. У адыгов таковой является гармонь.Материал «СА» об адыгской гармони и талантливом гармонисте, совмещающем музыку и службу
Искусствовед Алла Соколова рассказывает, что уже в конце XIX века на основе русской гармони сформировался привычный тип современной адыгской национальной гармони, которую в народе стали называть пщынэ.
Играть на ней у адыгов всегда считалось почетным делом. Искусство народной игры – сложное, оно не для каждого. Сейчас ему обучают в музыкальных школах и училищах, но еще несколько десятилетий назад адыгскую гармонь осваивали сугубо самостоятельно: перенимали опыт у старших, воспроизводили мелодии, заучивая на слух.
Сегодня без этого инструмента невозможно представить праздники в Адыгее. Как свадьбу можно сыграть без гармошки? А традиционные адыгэ джэгу собирают молодежь всех национальностей в танцевальный круг именно знакомыми наигрышами.
Влюбленный в гармошку
Каплан Гучетль благодарен бабушке и деду Нальмэс и Нурбию Шеуджен. Именно их авторитетное мнение стало причиной того, что он, первоклассник школы аула Ассоколай, стал учеником школы-интерната республиканской гимназии для одаренных детей.
– Моя мама Таисия Нурбиевна сомневалась, стоит или нет отпускать меня, 6-летнего мальчика, из аула в Майкоп. Но решение старших у нас в Адыгее – закон, и я после высказанного мнения бабушки и деда был зачислен в первый класс гимназии. Помимо общеобразовательных предметов, я как гимназист каждый день посещал и музыкальную школу, в которой учился сразу на трех отделениях – хорового дирижирования, фортепиано, духовых инструментов – играл на кларнете, – вспоминает Каплан.
После окончания гимназии он поступил в Адыгейское музыкальное училище, чтобы продолжить профессиональное образование. На отделении духовых инструментов был на хорошем счету, но спустя два года понял, что хочет большего, и поступил в Институт искусств Адыгейского госуниверситета.
– Поступал как «кларнетист», но уже на первом году обучения в университете влюбился в адыгскую гармошку. Теперь она со мной всегда, – признается Каплан.
В годы учебы в вузе молодой гармонист Гучетль был концертмейстером ансамбля адыгского танца «Нарт», а в классе народного артиста Адыгеи Чеслава Анзорокова он получил отличную вокальную школу.
Каплан радует своих друзей песнями на родном адыгейском языке – не только эстрадными, но и народными. Но своему любимому инструменту он не изменяет до сих пор.
– В современной музыкальной культуре адыгов гармоника играет важнейшую роль. В народе ее называют пщынэ, а гармониста – пщынао. Вот уже больше 20 лет играю на гармошке, в районах республики меня знают как гармониста, приглашают на праздники и свадьбы. Обычай вывода невесты из отчего дома – очень важен на адыгской свадьбе. Он всегда сопровождается музыкантами, среди которых главный именно пщынао, – говорит Каплан.
Один из известных свадебных наигрышей «Адыгэнысэ» («Адыгская невеста») звучит по-своему у каждого гармониста Адыгеи.
– Адыгские музыканты играют по 3-4 часа подряд, иногда и больше, играют стоя – необходима хорошая физическая подготовка. И как гармонист, и как сотрудник УИС я обязан держать себя в отличной форме, – улыбается Каплан Гучетль.
Помогает гармошка
В роду Каплана было немало военных, сотрудников милиции, поэтому носить погоны он считает особой честью.
Один из его прадедов – Аюб Ибрагимович Шеуджен, командир ЧОНа 1920-х, начальник Особого отдела Первой Конной армии в Туркестане, руководящий сотрудник НКВД, один из начальников строительства Рыбинского водохранилища. Великую Отечественную войну прошел комиссаром гвардейского полка, участвовал в боях с гитлеровцами на Северном Кавказе, в Ростовской области, на Донбассе и в Крыму.
– Он носил генеральские ромбы в петлицах, и в нашем роду всегда им гордились. Поэтому, когда мне предложили поступить на службу в уголовно-исполнительную систему, я нисколько не раздумывал. Думаю, что прадед одобрил бы мой выбор! – считает Каплан Гучетль.
За более чем 18 лет службы в уголовно-исполнительной системе он успел узнать специфику различных подразделений – и на вышке в отделе охраны, и в жилищно-коммунальном отделе, и за рулем спецавтомобиля. В составе сводного отряда спецназа ФСИН России три месяца он провел в Чеченской Республике. Поддерживать нужное настроение и для себя, и для сослуживцев ему всегда помогала гармонь.
– Дома меня ждет супруга Фатима, дочки Анжелика и Диана, и моя гордость сын Ислам. Ему всего годик, но он уже тянется к пщынэ, нажимает клавиши. Не знаю, кем он захочет стать, но уверен, что скоро в Адыгее будет на одного пщынао больше, чем сейчас. А я ему обязательно помогу, – улыбается прапорщик Гучетль.
Источник: Советская Адыгея
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)